В Москве прошел Всемирный русский народный собор.
Картина распространения алкоголизма в России на сегодняшний день такова: Россия занимает одно из первых мест в мире по потреблению алкоголя, которое составляет, по разным подсчетам, от 14 до 18 литров спирта на душу населения в год, включая младенцев и стариков (разница в цифрах зависит от оценки потребления подпольного алкоголя и суррогатов). Это влечет за собой серьезное ухудшение демографического, социального, медицинского, криминогенного положения в стране. По статистике, между потреблением алкоголя и рождаемостью существует обратная зависимость. Так, например, в Турции и азиатских странах, потребление составляет 2 литра в год и прирост населения положительный, в России 18 около литров и прирост отрицательный.
В обществе сегодня 1.5 млн. алкоголиков - людей, которым нужно медикаментозное лечение, еще 1.5 млн. постоянно пьющих, итого около 3 млн. человек, пребывающих в алкогольной зависимости. Около 80% населения регулярно употребляет алкоголь.
Происходит снижение возрастного порога, с которого начинается потребление алкоголя (этот возраст сегодня опустился до 13 лет). Это снижение достигается целенаправленно, например, продается жвачка в виде сигарет, существует скрытая реклама алкоголя на телевидении.
Россию "подсадили на пиво"
Главный государственный санитарный врач РФ Геннадий Онищенко в своем выступлении обратил особое внимание на проблему алкоголизма среди молодежи. Именно на молодежь, в первую очередь, нацелена агрессивная рекламная компания алкогольных продуктов, особенно таких, как энергетические напитки и пиво.
Энергетические напитки это слабоалкогольные напитки, часто газированные, включающие психически-активные препараты неизвестного состава, которые тоже требуют контроля. "Голодный студент, который выпьет такую банку, будет не спать всю ночь". Напитки имеют привлекательную, высокого полиграфического качества упаковку: "Реклама, рассчитанная на молодежь, очень грамотно сделана. Я сам встречался с людьми, которые делают эту рекламу. Это молодые, энергичные люди, которые имеют семьи. Спрашиваю: "Что ты делаешь? Ты же губишь будущее России". Он говорит: "Ты мне заплати: я за три года закодировал молодежь, за три года ее раскодирую," - рассказывает чиновник о цинизме исполнителей и заказчиков рекламы. Эти напитки, по словам врача, "подсаживают" молодежь на алкоголь. "Они рассчитаны только на молодежь: те, кто пили водку, не будут пить такие напитки, а те, кто не пили ничего, не будут пить", - объясняет Геннадий Онищенко.
Участники конференции обсудили проект "Народная водка". Этот проект был создан этим же алкогольным лобби, для того, чтобы дешевая водка могла конкурировать с подпольной продукцией, и, таким образом, проект, по замыслу создателей, должен был "защитить" народ от некачественного алкоголя. Сторонники проекта полагают, что если население будет иметь возможность покупать дешевую качественную водку, оно не будет покупать дешевую некачественную. Но это ложный аргумент, возражает Геннадий Онищенко, так как одна из основных причин спаивания народа в том, что есть доступный алкоголь. В качестве доказательства этого утверждения он привел психологическое наблюдение писателя Джека Лондона, который сказал, что как бы ни увещевать народ и особенно молодых людей, что пить плохо, если алкоголь будет легко доступен, люди будут продолжать пить.
"Говорят о том, что люди умирают от некачественного алкоголя. Это ложь, ни на чем не основанная. Сегодня очень частая причина смерти молодых мужчин - внезапная остановка сердца. Причина этого, то, что они пьют слишком много, но они пьют самый качественный алкоголь", подчеркнул Онищенко.
Самая большая беда, случившаяся в России с молодежью, это выход в 90-е годы на молодежный рынок пива. За несколько лет в России возникло, совершено новое явление - молодежный пивной алкоголизм. За 3 года, с помощью агрессивной рекламы, в России молодежь "подсадили" на пиво. "Не просто "подсадили", а создали образ поведения, предполагающий необходимость пить алкоголь. У нас теперь молодой человек без бутылки пива считается не крутым, не креативным. Во все века религия, в первую очередь христианство, а также магометанство, особенно оберегали женщину от алкоголя. А сейчас женщина, которая идет с бутылкой пива, считается крутой" - описывает Геннадий Онищенко перемены в сознании молодежи, произошедшие в результате воздействия рекламы и пропаганды пива.
Пиво с 90-х годов не считают алкогольным напитком, (в законе была сделана специальная сноска в перечне алкогольных продуктов, облагаемых акцизами - "кроме пива" и в мире есть только две страны, в которых пиво не считается алкоголем: Россия и Украина). "Мы вправе говорить о целенаправленом спаивании титульной нации", - характеризует общую ситуацию в стране главный санитарный врач. "Увеличивается процент пьющей молодежи, происходит спаивание женщин, носительниц генофонда, то есть бьют в самое сердце нации". Даже родители не замечают пивного алкоголизма детей: "Приходят к врачу мама и сын, врач говорит: "Он у вас алкоголик", а она отвечает: "Как алкоголик? Он не пьет алкоголь, только пиво"…
Геннадий Онищенко возмущен деятельностью иностранных алкогольных и табачных компаний в России, особенно тем, что они повлияли на принятие российских алкогольных законов: "Клинтон, не отличавшийся высокими моральными ценностями, тем не менее, придя к власти, заставил алкогольные и табачные компании выплатить огромные неустойки, за то, что они нанесли вред здоровью американского народа. Тогда они пришли в Россию, "заточили" под себя техническое законодательство (законы, регулирующие производство алкоголя), и жируют сейчас у нас. Это законодательство - позор России"!
По мнению чиновника, для изменения негативной ситуации нужно изменить сознание молодых людей: "Самое главное - отсечь молодежь от употребления алкоголя! Потребление алкоголя должно считаться стыдным, а не показателем "молодецкой удали"". Также нужно изменить технический регламент, но его не должны писать алкогольные магнаты, потому что они напишут его под себя.
По словам главного санитарного врача, алкоголизация в России принимает характер эпидемии, и, вызывая зависимость, сравнима с наркотической угрозой, поэтому относиться к ней нужно соответственно: "Алкоголизм это наркомания".
С 19 января нынешнего года на 1-м канале Центрального телевидения начат показ социальной рекламы, являющейся частью Проекта “Общее дело”. Цель проекта – разработка мер, направленных на преодоление критической ситуации, связанной с алкогольной проблемой в России.